PDA

Просмотр полной версии : Проблемы наших детей


Виктор Глезер
28.01.2006, 19:56
К выборам в кнессет 28 марта 2006 года

Политическая программа – конкретная программа действий по разрешению социальных проблем силами граждан, общественных организаций и государственных органов. В ходе обсуждения и реа-лизации политическая программа должна постоянно корректироваться.


БУДУЩЕЕ НАШИХ ДЕТЕЙ –

ГЛАВНАЯ ПРОБЛЕМА И ГОСУДАРСТВА, И КАЖДОГО ИЗ НАС



Среди детей и подростков, ради которых репатрианты из бывшего СССР приехали в Израиль, уже около 25% употребляют наркотики. Если в СССР большинство детей из еврейских семей получали если не высшее, то сред-нее специальное образование, то в Израиле каждый второй подросток-репатриант оставляет школу, не получив ат-тестата зрелости. 25% подростков из русскоязычных семей вообще не ходят в школу и чувствуют себя выброшен-ными из израильской жизни. Из них, в первую очередь, формируются группы малолетних наркоманов и преступни-ков, которые втягивают в свою «деятельность» сверстников, в том числе из благополучных семей.
Процент наркоманов и преступников среди подростков-репатриантов более чем в два раза выше, чем среди остальных подростков Израиля. Аналогичная картина в Германии. Там тоже подростковая наркомания и преступ-ность среди немцев-репатриантов и эмигрантов из стран СНГ в 2 с лишним раза выше, чем среди остальных под-ростков ФРГ.
Сегодня вероятность того, что ребенок или подросток, независимо от материальной обеспеченности и «устро-енности» родителей, если и не станет сам наркоманом и преступником, то окажется их жертвой, в десятки раз вы-ше, чем вероятность несчастного случая на дороге и в сотни раз – в результате теракта.
Растущая наркомания и преступность поглощает все большую часть государственного бюджета и доходов все большего числа семей. А что может быть трагичнее семьи, в которой ребенок становится наркоманом? Даже смерть перенести легче.

Израильский город Модиин и прилегающие к нему поселки относятся к разряду очень благополучных населен-ных пунктов, где средняя зарплата на 3 тысячи превышает среднестатистический показатель по стране. Однако полиция округа Биньямин, где находится этот город, сообщает, что, если в 2001 году в этом районе было заведено 20 уголовных дел в связи с подростковой наркоманией, то в 2002 году эта цифра удвоилась. В 2003 году было за-ведено 70 уголовных дел, и такая же тенденция сохранилась в 2004 году. Это только вершина айсберга, так как, по утверждению самих школьников, наркоторговцы дежурят возле школьных ворот, на автобусных остановках, да и в классах всегда есть ученики, сбывающие наркотики.
Наблюдается переход от употребления "лёгких" наркотиков к более "тяжёлым". При этом увеличилось число таких правонарушений, как кражи и насилие.
Все наши достижения в бизнесе, карьере и общественной деятельности теряют смысл, если наши дети не мо-гут их наследовать.

Опыт Соединенных Штатов Америки показывает, что с наркоманией можно успешно бороться, если направить на это объединенные усилия государства и общественности, то есть обычных граждан.
С 1977 года каждый президент Америки в своём обращении из Белого дома ЕЖЕНЕДЕЛЬНО указывает на наркоугрозу, как на проблему, требующую всеобщих и постоянных усилий и средств.
Основную роль в снижении наркомании в США сыграла общественная кампания, переросшая в мощное на-циональное движение против наркотиков. Появились целые города, полностью очистившие свои улицы и дворы от торговцев наркотиками (например, Балтимор, где созданы антинаркотические "народные дружины"). 81% крупных компаний тестирует своих служащих на употребление наркотиков. Набрал силу общенациональный культ здоро-вья.
И результат налицо: 50 миллионов молодых американцев, употреблявших наркотики в 70-80х годах, отказа-лись от них. Из лап наркомании вырвано целое поколение!
Но вот, с начала 90-х годов, уровень потребления наркотиков в стране опять пополз вверх – сперва медленно, а потом быстрей – главным образом, за счёт детско-подросткового "вклада". Дети дружно худевшей и не курившей Америки опять обратились к наркотикам…

Известный врач-психотерапевт и писатель Владимир Леви и другие ведущие специалисты по проблемам наркома-нии и преступности считают, что главным фактором, порождающим наркоманию и преступность, особенно в подростко-вом возрасте, является растущее О Т Ч У Ж Д Е Н И Е людей, распад тех общинных и семейных связей и отношений, которые порождали и развивали отношения взаимной заботы, ответственности и любви. Именно эти отношения ставят наиболее устойчивые внутренние преграды распаду личности у каждого человека, особенно у подростка и ребёнка.
Стремление спрятаться в «иных», наркотических мирах и ощущениях от жестокой реальности чаще всего на-чинается в семье, в которой ребёнок является нежеланным, а затем становится помехой, где конфликты между взрослыми становятся непереносимыми для детской психики. Где интересы карьеры и бизнеса отодвигают интере-сы ребёнка на задний план, где родители сами не умеют по-человечески жить и не могут, а часто и не хотят уде-лять внимание ребёнку.

Важнейшие потребности каждого ребёнка и подростка – самореализация и признание среди сверстников. По-требность в активной деятельности на благо близких (а затем и дальних) для него людей.
Израильское общество с его системой воспитания и образования сегодня не способны удовлетворить эти по-требности. Они либо подавляются в пассивном времяпрепровождении, в том числе перед телевизором или компь-ютером, в наркомании и алкоголизме, либо удовлетворяются через асоциальную, а то и преступную деятельность.

Одна из основных причин ухода детей из семей новых репатриантов в наркотики – языковая и психо-логическая ситуация, в которую они попадают в израильской школе.
Дети из репатриантских семей, даже родившиеся в Израиле, но воспитывавшиеся до пяти лет в рус-скоязычной среде, как правило, не в состоянии усвоить иврит на уровне сверстников из ивритоязычных семей. А язык теснейшим образом связан с мышлением, эмоционально-духовной сферой, общением. Ко-гда наши ребята в 5-6 лет переходят на иврит и быстро теряют русский язык, они, как правило, обрекают себя на отставание в учёбе и в общении. Во многих школах их воспринимают как чужаков. В израильских государственных структурах и общественных организациях (в том числе государственных детских садах и школах) русский язык, как ранее идиш, немецкий и другие языки новых репатриантов, не только не поощря-ется, но зачастую преследуется. Теряя язык и культуру страны исхода, не имея возможности полноценно овладеть ивритом и войти в культуру Израиля, дети лишаются устойчивой системы ценностей и нравст-венных ориентиров. Многие под давлением школы и сверстников отказываются говорить по-русски, стес-няются своих русскоязычных родителей, бабушек и дедушек. Между поколениями встаёт стена отчужде-ния. На это накладывается резкое падение социального и профессионального статуса старших членов се-мьи. Зачастую они теряют свой авторитет в глазах детей и своё влияние на них. Дети привыкают считать их никчемными неудачниками, которых не стоит и слушать. При этом собственные достижения детей не ос-тавляют им надежды на социальный успех. Иврит многих школьников остаётся примитивным, развитие их всё больше отстаёт, и они оставляют школу, входят в компании отверженных.
Практика Израиля и других стран показывает, что отсутствие условий для нормального развития материн-ского языка, излишне жёсткий переход на язык государственный резко тормозит как эмоциональное и духовно-нравственное развитие, так и усвоение школьной программы, в том числе и государственного языка. Это вле-чёт явную и неявную дискриминацию новых репатриантов.

Для качественного развития системы воспитания и образования, социализации детей и подростков необходи-мо существенно расширить сферу их продуктивной деятельности. Известно, что школьная программа обучения ох-ватывает лишь 25% реальной сферы интересов и способностей каждого ребенка. Кроме того, сама деятельность по изучению тех или иных предметов сугубо индивидуальна, оценка этой деятельности в школе, как правило, также индивидуальна и не способствуют формированию активного и продуктивного общения и сотрудничества детей и подростков. У детей не возникает радость совместной полезной, продуктивной деятельности и отношений взаим-ной ответственности и духовной, душевной близости – основы реальной демократии, в том числе и в детской, в подростковой среде. Ведь демократия – это принцип организации продуктивной деятельности, который опреде-ляет максимальные возможности развития каждого человека, каждого ребенка в соответствии с его способностями и интересами и наиболее активное участие каждого в продуктивной деятельности группы. Именно это – основа ду-шевной близости и взаимоуважения людей, основа их гражданской активности и зрелости, которые уменьшают возможность асоциального поведения до минимума.
Это определяет необходимость организации системы вовлечения наших детей, начиная с 9-10 лет в общест-венно значимую продуктивную, производственную деятельность.
На многих уже действующих производствах, в сфере обслуживания и социальной помощи сегодня можно орга-низовать работу детей и подростков. Необходимо только понимание необходимости и важности этого для наших детей и соответствующие организационные усилия, может быть, иногда технологические и организационные изме-нения, не требующие больших затрат. Опыт лучших педагогов (А.С. Макаренко, Э.Г. Костяшкин в обычной школе продленного дня, а также и мой личный небольшой опыт в СССР) показывает чрезвычайно благотворное влияние такой организации на духовный мир, всестороннее развитие и успеваемость в школе.
Все эти сложные задачи, требующие больших организационных усилий и финансовых затрат невозможно ре-шать в рамках традиционной школы и государственного финансирования через Министерство просвещения.
Качественные изменения в условиях развития наших детей должны стать главной задачей, совместно решае-мой в творческом сотрудничестве родителей (среди которых есть и организаторы, руководители производства) и педагогов. Реализация новой системы воспитания должна опираться не только на финансирование государством, но, прежде всего, на местные фонды, образованные из дополнительных средств родителей, предпринимателей, внешних инвесторов и местной власти. И опора эта не только материальная, но и духовная. Лишь дело, в которое вкладываются собственные силы и средства, становится для каждого дорогим и важным.
Одной из форм такого сотрудничества могут быть семейные клубы при детских садах и школах.
Семейные клубы при школах и детских садах (а также при любых клубных, творческих и общественных органи-зациях) могут стать центрами активного общения детей и взрослых. В небольшом микрорайоне, включающем шко-лу и несколько детских садов, вполне реально осуществить программу гармонизации внутрисемейных и общинных отношений.

Программа семейных клубов, думается, может включать в себя:

1. Организацию ежемесячных семейных праздников по классам школы и группам детских садов. На этих праздниках ребята демонстрировали бы свои достижения в учёбе и другой деятельности, знакомили бы своих то-варищей с помощью фотографий, фильмов, спектаклей с наиболее яркими эпизодами из жизни своих родителей, дедушек и бабушек, с историей своей семьи. К этим праздникам совместными усилиями детей и взрослых готови-лись бы литературно-музыкальные, конкурсные и танцевально-игровые программы на иврите и русском языке, что-бы вовлекать всех участников в активное общение, постепенно снимать языковые барьеры. Небольшой практиче-ский опыт таких праздников в Израиле уже есть. В частности они проводятся в частной вечерней школе в г. Реховот (руководитель школы О. Линник). В г. Бат-Яме в одной из небольших частных школ был подготовлен и проведен подобный семейный праздник, посвященный жизни и творчеству С.Я. Маршаку. На празднике звучали стихи поэта на русском и иврите, на английском звучали английские и шотландские стихи и песенки, которые переводил Саму-ил Яковлевич. Праздник удался, понравился всем – и детям, и родителям, и педагогам, которые его готовили с уча-стием детей и родителей. А главное – праздник душевно и творчески сблизил все стороны, во многом снял те «тор-говые» перегородки участия и ответственности, которые, как правило возникают между родителями и учителями. После этого праздника проведение их стало еще не регулярной, но увлекательной традицией.
2. На основе общей заинтересованности в подготовке семейных праздников и сближения жителей микрорай-она – создание Фонда сотрудничества и взаимопомощи. Посредством Фонда и с использованием помещений и ма-териальной базы школы и детских садов микрорайона – организация факультативов, кружков и студий для детей и взрослых.
3. Создание условий для освоения материнского языка, для развития эмоциональной сферы и мышления; соз-дания полноценной основы для овладения ивритом, английским и другими языками. Разработка и включение соот-ветствующих программ обучения и воспитания в общую программу деятельности государственных детских садов и школ. Использование при этом лучших педагогических кадров из среды новых репатриантов – вне зависимости от овладения ими ивритом. При переходе государственных школ на продленный день максимальное использование потенциала и кадров частных школ, созданных новыми репатриантами.
4. Профессиональная психологическая помощь, оказываемая подросткам в определении направленности их деятельности. С тем, чтобы каждый чувствовал радость достижений, избавлялся от комплексов и внутренней на-пряженности, которые и составляют основу подростковой наркомании и преступности.
5. В условиях безработицы, особенно больно бьющей по семьям новых репатриантов, создание при Совете микрорайона общественной комиссии по трудоустройству, которая бы действовала через государственную и част-ные службы трудоустройства с налаживанием постоянных связей с работодателями.
6. Трудоустройство подростков, не посещающих школу, и организация их общественно-полезной и досуговой деятельности. Организация систематической продуктивной и производительной (в том числе оплачиваемой) дея-тельности школьников в педагогически целесообразных направлениях и формах.
7. Организация соревнования между детьми многоквартирных домов и кварталов коттеджей за улучшение чис-тоты и благоустройства.
8. Развертывание благотворительной деятельности в микрорайоне, помощь больным, инвалидам и престаре-лым. Сегодня это особенно актуально в условиях сокращения государственных ассигнований на социальное обес-печение и растущего отчуждения между людьми, особенно опасного в среде детей и подростков.
9. Создание методической лаборатории для воспитателей детских садов, учителей и родителей. Кооперация с соответствующими центрами Министерства просвещения и городским отделом народного образования, психоло-гической службой, другими семейными клубами, с семинарами для родителей.

Особую роль в семейном клубе играют бабушки и дедушки. Многие из них сегодня страдают от растущего от-чуждения внуков: нет общих интересов и забот, да и языковой барьер всё ощутимее разделяет их с дорогими ча-дами.
Согласно медицинской статистике, продолжительность жизни и здоровье не только бабушек и дедушек, но и внуков выше в тех семьях, где совместно проживают все три поколения. Ведь если у пожилых людей много добрых забот, если они реализуют себя в любимых внуках, то у них и настроение выше, и чувствуют они себя моложе и здоровее. А огромные резервы любви и деятельной заботы бабушек и дедушек так нужны сегодня нашим детям!

Один из вариантов практического перехода к организации семейных клубов представляется следующим.
При культурных центрах или школах на летние каникулы 2006 года планируется создание лагерей отдыха для школьников. Уже с декабря 2005 г. в этих центрах организуются «Школы лидеров» по различным направлениям деятельности школьников с привлечением к преподаванию специалистов в данных видах деятельности, а к обуче-нию – всех желающих, в том числе родителей, бабушек и дедушек, самих подростков, студентов с перспективой работы в летнее время с соответствующей оплатой труда.
В это же время в тех же Центрах на основе «Школы лидеров» проводятся семейные праздники, на которых встречаются и сближаются семьи, проживающие в данном районе города. На основе роста заинтересованности родителей в организации таких праздников и организации летнего городского лагеря для школьников постепенно формируется специальный общественный Фонд для финансирования текущей работы до летних каникул, а затем и работы летнего лагеря.
После летних каникул кадры вожатых лагеря продолжают работать по месту жительства и пополняются новы-ми выпускниками «Школы лидеров», а при группах детских садов и классах школ организуются семейные клубы по изложенной выше схеме.

Виктор Глезер, тел. 077-626-0528, email – vilegal@012.net.il

Bryne
29.01.2006, 21:35
Ни асилил! Объясните рабочему классу в двух словах.

Leonid11
30.01.2006, 07:59
Bryne
тебе это надо?выборы скоро!:biggrin: