PDA

Просмотр полной версии : Битва за Аль-Шаам


Крапольский
29.01.2006, 22:24
Первая часть документальной трилогии.
===================================

Миллионы мусульман ведут отсчёт Истроии с VII века от Рождества Христова. Тогда из учения, насчитывающего несколько сотен последователей пророка Мухаммада в Ятрибе, менее чем за полвека Ислам превратился в религию Великого Халифата.

1. Начало всех начал : 613-632гг.

Зарождение исламского государства просходило в черезвычайно выгодной геополитической обстановке. Две могущественные империи, Византия и Сасанидская Персия, вцепились друг в друга мёртвой хваткой. После персидского "блица" 613, византийцы оставили Сирию. В мае 614, после многомесячной осады, передовой отряд персидского военноначальника Шахрабаза вошёл в Иерусалим. Еврейское население города встречало азиатов как избавителей. Когда же об этом донесли императору Ираклию Флавию(575-641), тот поклялся отомстить иудеям.
В 629 году от Рождества Христова, после неудач первой фазы войны, иницатива перешла к византийцам. Перенеся театр военных действий на территорию противника, Ираклий поставил Сасаднидов на колени. Пленники и христианские реликвии возвращались в Палестину вместе с базилевсом. В 630 году , под перезвон колоколов, император-победоносец въезжал в Иерусалим. 16 лет евреи Святой Земли жили свободные от карающей длани христианского духовенства . 16 лет пролетели незаметно как один день. Византийцы вернулись. Ираклий сдержал своё слово......
Годом раньше, временно замирившись с враждебным кланом курайшитов из Мекки, Мухаммад, как и его августейший сверстник из Константинополя, решил расквитаться с иудеями. В 628-9 гг, по воле Аллаха, одина за другой исчезают еврейские общины Аравии: Хайбар, Фадак, Тайма. Все эти населённые пункты распологались вдоль караванных путей ведущих в только что отвоёванную у персов Палестину.
Сиро-палестинская часть Благодатного Полумесяца по арабски именуется Аль-Шаам. В сентябре 629 года, армия, посланная Пророком, дабы наказать проживавших восточнее Мёртвого Моря арабов-христиан, впервые перешла византийский рубеж. Однако в завязавшейся затем битве возле местечка Мута, мусульмане потерпели поражение. Не смотря на это, одна из поставленных задачь была выполенна. Бедуинские племена к югу от Мёртвого Моря, в случае новой войны с Византией, согласились на нейтралитет.
Считается, что Мухаммад был превосходно уведомлён о происходящем за пределами Аравии. В январе 630 года, ему удалось захватить Мекку. Не прошло и полгода, как появились слухи о крупных сосредоточениях византийской пехоты, готовых выступить против мусульман. Собрав многотысячное войско Мухаммад вышел навстречу врагу. Тревога оказалась напрасной. Даже из этой ситуации Мухаммад извлёк пользу подчинив близлежащие поселения Табук и Думат-АльДжандал. Как следствие, летом 630 года, на южных границах Палестины не оказалось ни одного лояльного византийцам бедуина.
Табукская кампания оказалась последней в жизни Мухаммада. Весной 632 года в Северном Йемене впыхнул бунт, спровоцированный фискальной политикой Мекки. Во главе мятежников встали местные ясновидцы – лжепропроки. В этой обстановке, Мухаммада постигает болезнь. Вскоре, будучи не в состоянии управлять мусульманской общиной, Мухаммад поручает обязанности имама – Абу Бакру Атику Ибн Киффаху, впоследствии наречённого Праведным. А в понедельник, 8 июня 632 года, Аллах призвал пророка к себе. Абу Бакр же, по инициативе Омара б. Аль-Хаттаба, стал первым, "демократически" избранным заместителем Мухаммада , или "халифой".

2."Ридда": Малая Война с Большим Отступничеством, 633 г.

Известие о кончине Мухаммада побудило многие аравийские племена, формально признававшие власть Ислама, порвать отношения с Меккой. Так началась "Ридда" – война за будущее исламского государства. Военные действия против мятежников велись с переменным успехом и окончательно завершились лишь к середине 633 года.
В конце 633 года, принудительная исламизация Омана и Бахрейна привела к столкновению с сасанидскими интересами в регионе. В результате чего, Персия оказалась втянутой во внутренние дела арабов. Недолгое вооружённое противостояние мусульман с персидским экспидиционным корпусом в районе Залива , закончилось поражением последних. Более того, подошедший на помощь мусульманам Халид б. Аль-Валид использовал момент , вторгшись на территорию Ирака.
Вероятно, что лишь известия о победах мусульманского оружия в собственно Аравии и Ираке, впервые побудили Абу Бакра задуматься о Большой Войне против .... Персии и Византии.

3. Большая Война: от Дасины до Ажнадайна, 4.02. -30.07.634

Успехи мусульманского оружия подвигли Абу Бакра, действуя в духе учений Мухаммада, обратиться к мусульманам с возванием о "джихаде" против ромеев Аль-Шаама. Одна из наиболее ранних средневековых арабских хроник, "Завоевание Аль-Шаама", приписывыаемая Абу Исмаилу Аль-Азди (ум. пр. 795), донесла известия о том, что призыв халифы всколыхнул Йемен, Неджд и Хиджаз. Добровольцы приходили в Медину вместе с многочисленными домочадцами. На священную войну сбирался и стар и млад, причём самым заслуженным воинам было за 60, а самым юным – 12! По прибытии бедуины-добровольцы зачислялись в уже сформированные дружины во главе с различными представителями курайшитской элиты. Таким образом наряду с разноплеменной бедуинской массой, в войске состояли ветераны походов Мухаммада , затем принимавшие участие в подавлении "Ридды".
Разделив армию на колонны, халифа приписал каждой собственный сектор наступления. Язид б. Абу Суфьян получил Заиорданье, Амру б. Аль-Ац – собственно Палестину (в дальнейшщем джунд Фалятын), Абу Обайда б. Аль-Джеррах - Голаны (Джаулан). Подвязав знамёна воеводам(амирам), Абу Бакр фактически оставил армиии без главкома, поручив Абу Убайде возглавить молитву на поле боя, а в случае его отсутвия, делегировав эти функции Язиду.
Весной 634 года, арабские отряды, строго придерживаясь караванных путей, двинулись в Аль-Шаам. Первоначально, общая численность войска не превышала 9000 человек, но вскоре постепенно обрастая подкреплениями, каждая "армия" насчитывала до 5000 бойцов. Таков был личный состав дружин Абу Бакра. Что же касается амиров, ни один из них не имел опыта командования в полевых условиях. Абу Убайда б. Аль-Джаррах сопровождая Мухаммада во всех походах, не принимал самостоятельных решений. Неотлучный спутник Абу Убайды, Муаз б. Джабала, был одним из первых шариатских судей и чтецом Корана. Другим амиром состоявшим под началом Абу Убайды, был Шурахбил Ибн Хасана. Во время войны с отступниками, возглавляемый им отряд был разбит и лишь благодаря вмешательству Халида б. Аль-Валида, удалось избежать худшего. До 634 года, о полководческих талантах Язида б. Абу Суфьяна не известно. Такова была армия халифы. Теперь, пока мусульмане словно саранча, надвигаются из глубин Синая, настало время оценить противника.
На момент появления арабов, около 20 тысяч элитных частей византийской аримии находилось вокруг Константинополя. Во всей империи от Африки (включая Египет) до Сицилли, только в Армении византийцы могли расчитывать на 12 -15 тысяч первокласных пехотинцев.
В Сирии дела обстояли иначе. Система пограничных укреплений в северном Негеве просуществовала вплоть до середины VI века нашей эры. Постепенно крепости превращались в городища , а их защитники в селян. Накануне персидского нашествия 613 года, эти укрепления уже не фигурируют в византийских отчётах. Вместо пограничных гарнизонов возникают договора с бедуинами. Но в результате 16 лет персидского правления в регионе, румам пришлось заново выстраивать прерванные связи, полагаясь на звонкую монету.
Покидая Палестину в 630 году, Ираклий оставил относительно многочисленные контингенты в ключевых городах провинции. Наиболее значимым из них являлась Кейсария, павшая после двухлетней осады в 640 году. Гарнизоны были в Газе, Иерусалиме и Дамаске. Личный состав пополнялся из местного христианского населения, не однородного ни по уроню военного искусства, ни в симпатиях к византийцам. Наименее мотивированными считались христиане-монофизиты не раз подвегравшихся гонениям со стороны официальной церкви.
Парадоксально, но на случай черезывайной ситуации, находящиеся пол рукой византийские части, по меньшей мере качественно не отличались от армии Абу Бакра. И когда речь заходит о столкновении двух примерно равных сил, всё решает удача. Именно удача с самого начала отвернулась от византийцев. Триумфальное шествие по Аль-Шааму, началось после первых столновений с ромеями, последнее из которых произошло в районе Дасины, в 12 милях от Газы. Арабские источники не позволяют датировать эти битвы. Приходится предположить что дело было примерно чем через месяц после начала похода. Под Дасиной, арабам удалось полностью разгромить византийцев. Весть о погроме быстро долетела до императора. Но Ираклий, не представляя реальной картины происходящего, полагал что его представители на местах сами справятся с варварми.
Тем временем разгром византийцев под Дасиной, позволил арабам безнаказанно терроризировать южную Палестину от Газы до Иерусалима. Подобное положение не могло не тревожить византийцев и те начали мобилизацию.... Трезво оценив ситуацию, Абу Бакр срочно затребовал от Халида б. Аль-Валида покинуть "иракский фронт" и присоединиться к Абу Убайде. Аль-Азди приводит любопытную депешу, в которой халифа однозначно ставит Халида во главе войск. Получив новое назначение, самый опытный арабский военноначальник, во главе 850 отборных каваллеристов, совершив маршбросок по Сирийской пустыне, появляется возле Дамаска. По одним данным это произошло в пасху, 24 апреля 634 года.
Менее чем через месяц, в окрестностях Бусры кавалерия Халида соединяется с отрядами Абу Убайды. Разгромив вышедшие против них византийские силы арабы, не рискуя открыто штурмовать Бусру, пресекают поставку продовольствия. После недолгой осады, город капитулирует. Армия Халида б. Аль-Валида возвращается под стены Дамаска. Однако на сей раз довести осаду до конца не удалось. Получив от Амру б. Аль-Аца, действовавшего тогда в Палестине, известия о манёврах противника, Халид б. Аль-Валид, спешно сняв осаду, решает собрать мусульман в единый кулак.
Обе стороны готовились к битве. Битве которая станет первым серьёзным сражением Арабо-Византийской войны.