Авторизация
логин пароль
запомнить


06 May 16:57
курсы валют

1$  4.035
  4.9824

Хайфа 28...30 С Тель-Авив 28...30 С Иерусалим 27...29 С Беер-Шева 28...30 С Эйлат 36...38 С

Последние статьи
Культура

Александр Розенбаум: концерт начнется вовремя
далее...
Культура

Игра окончена
далее...
Культура

Компания yes купила «золотое время» за 150 тысяч шекелей
далее...
Культура

Рейтинг эффективности современных методов омоложения
далее...
Cпорт

Реалии виртуального казино
далее...
Лео Рэй: «Обладать талантом – это привилегия»
В тель-авивской галерее «Опал» с 13 ноября по 12 декабря проходит выставка Лео Рэя – художник родом из Вильнюса, в Израиле давно осевшего, выставки проводящего с завидной регулярностью и хорошо знакомого любителям живописи не только благодаря его картинам, запоминающимся с первого взгляда, стиля «детского», жанра мудрого и насмешливого, но и благодаря его многолетнему преподаванию в школе скульптуры «Басис».

Лео Рэй репатриировался из Литвы 18 лет назад. Фантастический реализм, детские рисунки, впитавшие по дороге от взрослости к детскости традиции западной живописи – недаром молодой Рембрандт выглядывает из-за рамы на одном из полотен Рэя. Из Литвы Лео хотел уехать еще тогда, когда на улицах Вильнюса появились танки, но не смог сразу получить разрешение на вывоз своей собаки и потому ждал репатриации еще год. У Лео были десятки выставок в Литве, Европе, Израиле, он занимается живописью, скульптурой, графикой и преподаванием. Его мастерская расположена в южном Тель-Авиве на втором этаже промышленного здания - над гаражами и механическими мастерскими, удобное место для наблюдения за человеческим тщеславием и тщетой, недаром Лео много лет исследовал слабости характера известных художников: Климта, Караваджио, Энди Уорхолла – все мы люди, всем нам свойственны те или иные слабости. Лео также не чужд сочинительству прозы – такой же грустной и веселой, как он сам и как его картины.

- Ваши выставки проходят довольно часто. А нужен ли для выставки повод?
- Нужен скорее не повод, а некое количество новых работ.
- Как они накапливаются?
- Делаешь, делаешь, делаешь – и вдруг оказывается, что в мастерской много картин. Но эта выставка – другая. Я назвал ее «Прохожие» и все представленные на ней работы - на тему прохожих.
- То есть, на сей раз не количество решило дело, а качество. Тему «Прохожие» определяли вы или куратор?
- Я. Обычно зрители любят некое название, направление, нечто дающее им рамки.
- Но вы – «внерамочный» человек.
- Верно. Но часто название нечто символизирует. Я всегда даю названия своим работам, описывая тем самым зафиксированную на полотне ситуацию. Среди прохожих встречаются разные персонажи: современные и несовременные, из прошлого и будущего, из нового и старого. На этой выставке я собрал их на 20 картинах, хотя на деле их гораздо больше.
- А почему «Прохожие»?
- Потому что на улице можно встретить и увидеть кого угодно.
- Вы встречаете на улицах персонажей своих картин, героев из будущего и прошлого - вот этих дам в красном, людей-птиц, котов, лошадей, собак?
- Именно так. Но, поэтизируя, я бы сказал, что некоторые люди из прошлого для меня не менее важны, чем люди из настоящего.
- Кто, к примеру?
- Скажем, молодой Рембрандт – видите его на этом полотне? Он еще молод, хочет, чтобы его заметили, потому выглядит эдаким воинствующим человеком в латах, хотя не был солдатом – он сам себя так изображал.
- А вас посещает подобное желание? Вам хочется известности, славы?
- В живописи – всегда, в жизни – нет.

- Живопись для вас - серьезное занятие, хотя, судя по вашим работам, вы – большой насмешник. На ваших картинах происходит сложная игра со многими персонажами на многих уровнях. Правила игры: юмор, гротеск, спешка и одновременно – бег на месте. Безразличие и внимательность. Кто-то нашел в себе силы остановиться и вглядеться в лица прохожих, кто-то продолжает бежать, еще не осознав куда. Образы с длинными носами-клювами, то ли люди, то ли птицы, друг на друга не смотрят, углубленны в себя. Кто это?
- Это то ли люди, то ли птицы, как вы верно заметили. Я сам не знаю точно, где проходит граница между людьми, птицами, кошками и собаками.
- Кошки, собаки и лошади на ваших картинах неизменны много лет, а вот люди меняются.
- Так оно и есть: человечество меняется и стареет, а лошади выглядят так же, как и выглядели 50 лет назад. На людей влияет мода. Красавицы начала двадцатого века вовсе не похожи на красавиц конца двадцатого века. Время формирует социальные условности: вдруг в моду входят мужчины с усами и котелками, а потом чернокожие двухметровые баскетболисты. А вот у собак и кошек моды нет - они всегда хороши.

- А есть ли мода на художественном рынке и как она влияет на вас?
- Понятия не имею, какова художественная мода. Думаю, что она вообще лежит вне интересов живописи.
- Мода не со стороны производителей живописи, а со стороны потребителей, которые помимо собственного вкуса и пристрастий руководствуются и модными течениями.
- Это сложный вопрос, на который хочется ответить просто: пишу я не для потребителей, а для себя. И считаю картину удачной тогда, когда она нравится мне, а не кому-то. Этот критерий безошибочный.

- Естественно, что ваш вкус определяет качество ваших работ, но выставиться хочется – выставки это ведь часть работы художника. Ваша предыдущая персональная экспозиция проходила в Рамат-Ганском музее современного искусства, на мой взгляд, вы – израильский художник, «западный» человек. Между тем, ваши личные обстоятельства сложились так, что вы делите время между Тель-Авивом и Вильнюсом, где недавно прошла ваша совместная выставка с японцем Казуо Ишии, классическим каллиграфом, также живущим в Израиле. В школе скульптуры «Базис» вы преподаете живопись и каллиграфию. Что это значит? Как вы сочетаете педантичность каллиграфии и ваш свободный образный яркий гротескный мир?
- Я преподаю не каллиграфию в классическом смысле этого слова, а каллиграфию в современном понятии этого слова, близкую к абстрактному импрессионизму. Это теория композиции, которая изучается с кистью в руке. Хотя, конечно, мы изучаем и структуры буквы - латинской и ивритской.

- Вы любите играть с буквами, ивритский алфавит не раз становился для вас началом игры, вы использовали буквы в качестве деталей работ, на картинах в галерее «Опал» четкие надписи на полотнах похожи на дорожные указатели. Слова и буквы значат для вас не меньше, чем живописные элементы?
- Да, ведь помимо живописи я еще и пишу короткие рассказы.
- Ваши картины – сами по себе рассказы, со словами-подсказками, с буквами-иконками, фигурками-птицами, напоминающими каллиграфические записи. Общее, как мне кажется, в ваших рассказах и в вашей живописи – та самая атмосфера иного, не суетного мира, без которой искусства просто нет. Не суетного – значит не торопящегося, но композиции на ваших уроках вы создаете в течение нескольких секунд. А как быстро вы создаете свои картины?

- Все начинается с эскизов в блокноте, затем иногда я обрабатываю их на компьютере, ищу цветовые решения, а потом в результате все равно все делаю по-своему и работаю над картинами от часа до месяца, но это зависит не от меня, а от самой картины – уже она диктует, как и что делать.

- Публика в Литве отличается от израильской?
- Не знаю. На вернисажах я вижу своих друзей, учеников, коллег. А потом никого не вижу – ведь сами художники ходят только на открытия. Так что для меня моя публика – это всегда мои друзья.
Живопись для меня – привилегия и обязанность. Привилегия – потому что я могу это делать и могу зарабатывать на хлеб любимой профессией. А когда тобой от Б-га получена такая привилегия – это ко многому обязывает.
Его проза говорит о его же живописи. Вот к примеру:
«Меня как-то спросили, о чем мои картины? Вопрос меня очень удивил. Я ведь даю названия своим работам, и эти названия описывают изображенную ситуацию, направляют зрителей и помогают им понять то, на что они смотрят, но меня все равно об этом спрашивают. Я сам никогда не спрашиваю себя о чем мои картины. Это нечто, что существует».
«Когда-то люди считал, что картины тем лучше, чем важнее ситуация, на ней изображенная: Наполеон отдыхает после битвы или Фаэтон мчится на своей колеснице по небу (я, кстати, всегда жалею его коней). Чем значимее описываемая ситуация - тем качественнее сама работа».
«То, что волнует меня – это некая атмосфера, что-то, что нельзя пощупать, до чего нельзя дотронуться, но эти вещи наполняют меня счастьем. Их нельзя описать словами, потому я их рисую. Прохладный утренний ветер; старик в хорошо сшитом костюме, раскуривающий трубку; взгляд мохнатого пса, обратившего на меня внимание; искрящие капли влаги на листве на рассвете; пение невидимой птицы; мурлыкание кота; сны; воспоминания. Что можно сделать с этим столь ощутимым миром?»
«Если бы у меня был клей - я бы приклеил все эти вещи. Кто-то пытается фиксировать такие явления на фотографиях: у них остаются снимки, но при этом теряется само переживание».

«Я думаю, что люди, птицы, кошки, собаки, лошади, дамы в красном, мушкетеры, художники, нищие и монахи, идущие как во сне слева направо на моих картинах из цикла «Прохожие», это мои чувства, обретшие плоть. Они все уходят, но я попытался замедлить их движения, чтобы их можно было рассмотреть как следует в течение какого-то времени. Все больше и больше существ проходят передо мной и наполняют мое сердце благодарностью. Я надеюсь, что они не перестанут идти никогда.

Выставка художника Лео Рэя «Прохожие» в галерее «Опал» проходит по адресу Тель-Авив, ул. Фришман, 15, тел. 077-3008341, www.opal-gallery.com.
Обновлено 01.12 11:53



Для комментирования войдите под своим логином, либо зарегистрируйтесь
Загрузка ...
Алексей Шиндин - официальный сайт
Развитие.рф - портал о интегральном и мозаичном развитии
Последние новости
15.06 18:45 Kошерный поисковик для евреев-ортодоксов
читать
31.05 21:06 Cолдат ЦАХАЛа заставили нарушить субботу
читать
07.05 20:32 Сайт компании Coca-Cola - теперь и на русском языке
читать
07.05 20:16 Зрители yes впервые в Израиле смогут записать телепрограммы … на расстоянии
читать
22.03 19:37 Жестокие нападения на репатриантов
читать
19.03 08:56 Условия заключения террористов - по классу "люкс"
читать
16.03 09:08 Газа объявила войну Ирану
читать
16.03 09:05 Подписано коалиционное соглашение между Ликудом и НДИ
читать
10.03 16:25 Марзук отрицает получение видеозаписи с Гиладом Шалитом
читать
09.03 21:42 Британский парламентарий пообещал жителям Газы больше гуманитарной помощи
читать
09.03 20:10 Интервью Башара Асада: На месте ядерного реактора - ракетный комплекс?
читать
09.03 18:01 Глава фракции МЕРЕЦ призвал Ольмерта к незамедлительным действиям
читать
09.03 14:02 Башар Асад о переговорах с Израилем
читать
09.03 12:37 Нетаниягу: Излишнее обсуждение отдалит нас от естественных партнеров
читать
08.03 21:53 Амос Ядлин: Иран "перешел технологический барьер"
читать