Авторизация
логин пароль
запомнить


06 May 21:04
курсы валют

1$  4.035
  4.9824

Хайфа 28...30 С Тель-Авив 28...30 С Иерусалим 27...29 С Беер-Шева 28...30 С Эйлат 36...38 С

Последние статьи
Культура

Александр Розенбаум: концерт начнется вовремя
далее...
Культура

Игра окончена
далее...
Культура

Компания yes купила «золотое время» за 150 тысяч шекелей
далее...
Культура

Рейтинг эффективности современных методов омоложения
далее...
Cпорт

Реалии виртуального казино
далее...
Рукотворные чудеса
20 декабря в Музее Израиля в Иерусалиме открылась выставка чудес – выставка чудная и удивительная, каждый экспонат которой - доказательство того, что люди еще не забыли что такое высшее ремесло, что такое искусство рук в наше время штампованной технологичной масс-продукции; и того, каких высот может достичь ремесло. Есть ли шанс выжить в современном мире рукотворным чудесам или они уступят массовой штампованной продукции? Это лишь один из вопросов, который поднимает выставка «Рукотворные чудеса».

А вот еще один вопрос – философский: в какой момент ремесло становится искусством? Сколько живут предметы мастерства, чем они отличаются от ready-made, впервые выставленных Марселем Дюшаном в начале прошлого века? Мы смотрим на них мгновение (что неправильно - такая выставка требует часа-двух вдумчивого разглядывания-медитирования), и равноценны ли этому мгновению годы труда, выдумка и фантазия художников, скрупулезность работы?

Рукотворные чудеса иерусалимской выставки заставляют все-таки остановиться и не просто осмотреть экспонаты, а изучить их под увеличительным стеклом (лупы в помощь зрителям висят на стенах зала). Быстро такую выставку не рассмотреть, пробежаться по ней невозможно: застрянешь в каком-нибудь углу, застыв от изумления.

На выставке около 50 предметов - небольшая экспозиция по глобальным стандартам. Небольшая – потому как в Музее Израиля все еще идет ремонт и как любой ремонт, длится он бесконечно. Потому выставки временно-постоянно устраиваются только в Детском крыле музея, на втором этаже которого расставили «Рукотворные чудеса», а на первом этаже с октября демонстрируются «Бело-голубые страницы» - неожиданное трогательное собрание исторических документов Израиля из Государственного архива страны.

Чудеса выдуманные и подлинные страницы истории. «Бело-голубые страницы» – это более 100 оригинальных документов, писем, протоколов, фотографий, архивных фильмов, выданных Музею Израиля из Государственного Архива для выставки в честь 60-летия страны. Среди экспонатов – вынесенная на свет после многих лет заточения в архиве Декларация Независимости, письма Бен-Гуриона, судьбоносные документы. Также среди экспонатов - письмо первого израильского космонавта Илана Рамона, реставрированное в музейных мастерских, варианты эскизов израильского флага, посланные жителями тогдашнего ишува очередной комиссии, фильм об операции «Ковер-самолет», портреты отказников. Сентиментальная выставка, но когда-то эти посеревшие бумаги решали судьбу государства.

А над старыми рукописями, на втором этаже – чудо рукотворное, царство идей и возможностей их претворения, разгул выдумки и фантазии, виртуозное искусство ручного ремесла, сотворившего к примеру из миллионов стеклянных разноцветных бисеринок кухню в натуральный размер; или из золотистых крышечек пивных бутылок африканское королевское покрывало-гобелен. Сотни гулливеров-лилипутов как атланты, поддерживают стеклянный пол помещения, на стены которого наклеены обои. Под лупой каждая точка на стене превращается в портрет-медальон. Картины из микро-мозаики, вышитые ширмы, выточенная из дерева роза с прозрачными лепестками, копна сена из зубочисток, статуи из воска, лестница-стремянка, превращенная в предмет искусства, потом что каждое пятнышко, трещина, мазок краски – это инкрустированный в дерево перламутр или драгоценный камень. Так что если хотите убедиться в том, что бриллиант хорош в качестве пятна масляной краски, отправляйтесь в музей, где на этой выставке куратором Сюзан Ландау собрано много чудес.

Ландау при подборе экспонатов обращала внимание как на изысканную виртуозность их «сделанности», на качество труда, так и на их привлекательность, эффектность, красоту, на то, что образует душу искусства. Все экспонаты – современны и одновременно временны. Сколько просуществует гора зубочисток как артефакт? Пока что она интересна, вызывает восхищение выдумкой художника и тем КАК это сделано, но будет ли это любопытно следующим поколениям? Для сравнения: интересно ли нам рассматривать ритуальные головные уборы из бисера, сплетенные полинезийцами несколько веков назад? Честно – нет, хотя нельзя не отдать дань труду, вложенному в это бисерное плетение. В наше время это воспринимается уже не как предмет искусства, а как пример ремесла. Сколько времени живут шедевры? Что такое искусство для каждого поколения? Рядом с экспонатами современными выставлены древние: китайские резные костяные шары один в другом, расписные лаковые коробочки, фарфоровые кружки, на внутренних стенках которых размещены длинные тексты, расписные пончо из древесины, скифское золото - вот оно вечно!

Изделия прошлого рассматриваешь с чувством признательности к тем, кто тратил годы на создание этих чудес ручного мастерства, но никак не с чувством, что перед нами – произведения искусства, скорее это образцы высочайших высот ремесла, но искусством это не было изначально, потому как делалось не ради идеи, а ради функциональности. А вот покрытие из Гулливеров – это уже чистая идея и высочайшее мастерство ее претворения. Предметы современного рукотворного мастерства воспринимается именно как предметы искусства. Сколько должно пройти времени, года или века, одно поколение или цепь поколений, чтобы этот предмет искусства перестал восхищать? Или настоящие шедевры всегда актуальны? Ответы можно поискать (но не найти) именно на выставке «Рукотворные чудеса», где представлены 56 экспонатов, сделанных как анонимными мастерами прошлого, так и нашими современниками - Томом Фридманом, Лайзой Лу, Роном Мьюеком, Рокси Пайном, Сюзан Колллис, Тарой Донован, До-Хо Су, Стивом Вулфом, Йошигиро Суда и другими.

Большинство экспонатов выставки принадлежат коллекции Музея Израиля, но есть и полученные от частных собраний. К примеру «Кухня» Лайзы Лу - собственность коллекционера Питера Нортона. и Сюзан Ландау потребовалось несколько лет, чтобы убедить его выставить это произведение – собранную из бисера кухню в натуральную величину – с холодильником, плитой, раковиной, мебелью, посудой, расписанной на африканские и индейские мотивы, омлетом в сковороде, расшитыми полотенцами, кулинарной книгой, раскрытой на страницах с рецептом яблочного пая, метлой, совком с заметенным на него мусором и даже с водой в раковине, разводы на которой - суть цитата одного из полотен Ван-Гога. Лайзе Лу потребовалось 5 лет работы с 1991 по 1995 годы и миллионы стеклянных бисеринок, чтобы создать этот шедевр, спрятанный затем Питером Нортоном в ящики. Фотографии не передают и тысячной доли от визуального впечатления.

«Рукотворные чудеса» – уже вторая выставка в серии подобных экспозиций, составленных так, чтобы показать связь между экспонатами из постоянной коллекции Музея и современным искусством, сделанным руками в технологичном мире, заполненном миниатюрными электрочудесами.

Миниатюризация не является приметой только нашего времени. Чтобы убедиться в этом достаточно рассмотреть старинные рукописные миниатюры, мини-мозаики из эмали или разглядеть текст «Песни песней», размещенный на кончике яйца. Минимализм и лаконичность искусства современного пересекаются с миниатюрными изделиями прошлого, такими как 5 микрографических свитков на 4 языках («Мгилат Эстер» и «Эклезиаст» на иврите, «Песня песней» на латинском, «Мгилат Рут» на немецком и «Эйха» - «Плач Йеремии» на французском) с иллюстрациями, размещенные на одном листе пергамента венским каллиграфом Аароном Вольфом Херлингом в 1748 году. А вот холсты с римскими развалинами: если ткнуться в полотна носом, то становится ясно, что они не написаны маслом, а выложены как мозаика из мельчайших кусочков эмали и цветного стекла – с тем же тщанием, с которым вышивали бисером кухню.

Современные ширмы – чудо китайской каллиграфии, но если провести пальцем по свиткам, то становится понятно, что буквы не выведены кистью, а вышиты. Вышиты так, что видно усилие кисти, ее поворот, интенсивность нажима. Вот уже воистину и высокое мастерство и искусство ремесла.

Копна сена Тары Донован сделана из зубочисток – не склеенных и не скрепленных, но ссыпанных в форму куба особым образом, придуманным художницей. А сотни тысяч резиновых человечков, держащих стеклянный свод пола – это минимализм или максимализм? Лаконичность выражения или особая изощренность американского корейца До-Хо Су, чтобы достигнуть эффекта?

Две старушки сантиметров в 80 высотой – плод силиконовой строгости изображаемого от австралийского скульптора, ныне лондонца Рона Мьюека. Точность пропорций, въедливость деталей – даже дырочка в мочке ухе для давно забытых серег. Красиво ли это? Нет, - но современное искусство не всегда ищет красоту, чаще – скрытую правду в абсолютной фотографической точности передачи деталей с намеренным искажением масштабов.

Лес грибов Рокси Пайна – поляна с 2200 грибами, каждый из которых вручную сделан из полимера и раскрашен. Смотрится куда эффектнее, чем расписные колчаны из Индонезии или индейское пончо из размягченной коры, напоминающими о кратковременности жизни художественного произведения в соотношении с бегом времени вообще, о соотношении точности деталей и общности замысла, выдумке и техничности, мудрости терпеливых рук.

Но лучше не устраивать философских дискуссий, а просто получить удовольствие от выставки предметов редких, диковинных и странных, сделанных вручную с любовью к ремеслу во времена оные и наши. Творенье рук - души творенье? Ответ на выставке, открытой до начала июня. Часы работы Музея Израиля - воскресенье 10:00-17:00; понедельник - 10:00-17:00; вторник - 16:00-21:00; среда - 10:00-17:00; четверг - 10:00-17:00; пятница - 10:00-14:00; суббота - 10:00-17:00. Дополнительная информация на сайте - www.imj.org.il.

Маша Хинич
Обновлено 31.12 15:42



Для комментирования войдите под своим логином, либо зарегистрируйтесь
Загрузка ...
Алексей Шиндин - официальный сайт
Развитие.рф - портал о интегральном и мозаичном развитии
Последние новости
15.06 18:45 Kошерный поисковик для евреев-ортодоксов
читать
31.05 21:06 Cолдат ЦАХАЛа заставили нарушить субботу
читать
07.05 20:32 Сайт компании Coca-Cola - теперь и на русском языке
читать
07.05 20:16 Зрители yes впервые в Израиле смогут записать телепрограммы … на расстоянии
читать
22.03 19:37 Жестокие нападения на репатриантов
читать
19.03 08:56 Условия заключения террористов - по классу "люкс"
читать
16.03 09:08 Газа объявила войну Ирану
читать
16.03 09:05 Подписано коалиционное соглашение между Ликудом и НДИ
читать
10.03 16:25 Марзук отрицает получение видеозаписи с Гиладом Шалитом
читать
09.03 21:42 Британский парламентарий пообещал жителям Газы больше гуманитарной помощи
читать
09.03 20:10 Интервью Башара Асада: На месте ядерного реактора - ракетный комплекс?
читать
09.03 18:01 Глава фракции МЕРЕЦ призвал Ольмерта к незамедлительным действиям
читать
09.03 14:02 Башар Асад о переговорах с Израилем
читать
09.03 12:37 Нетаниягу: Излишнее обсуждение отдалит нас от естественных партнеров
читать
08.03 21:53 Амос Ядлин: Иран "перешел технологический барьер"
читать